Navigation



Краткая теория музыки. Аккорды и их построение.


Ступени лада имеют названия. Главными ступенями лада являются:
I — тоника;
IV — субдоминанта;
V — доминанта;
Тоника - определяет самую устойчивую точку в музыкальном пространстве, доминанта - куда приятнее всего выйти из нее, а субдоминанта - откуда лучше всего вернуться назад.
То есть в тональности до-мажор или С тоника будет до (С), субдоминанта фа (F) и доминанта соль (G)
В тональности ля-минор(Am) тоника - ля(A), субдоминанта ре(D) и доминанта ми(E)
Интервал между тоникой и доминантой называется квинтой (интервал в 5 ступеней). Это самым приятный для нашего слуха является интервал. Вся привычная нам музыка основана на этом интервале.
Как найти квинту. В квинте 3,5 тона. Ее легко построить визуально. Если кисть руки положить на белые клавиши, то между большим пальцем и мизинцем будет квинта. Если первая клавиша белая то и клавиша через квинту будет белой. Если черная - черной. Исключение - от нот си и си-бемоль. Там - наоборот. От си-бемоль - фа, от си - фа-диез.
Если взять тонику, доминанту (на расстоянии квинты) и среднюю ноту между ними (терцию) то получим трезвучие или аккорд.
Если лад мажорный, то и аккорд будет мажорным. Например: до-мажор (C) До-Ми-Соль или C-E-G
Если лад минорный, то и аккорд будет минорным. Например: ля-минор (Am) Ля-До-Ми или A-C-E
То есть чтобы построить мажорный аккорд, например ре-мажор (D), надо взять ноту ре (D), отступить два тона - фа-диез (F#) и взять квинту от тоники ре - ля (A)
Чтобы построить минорный аккорд, например ре-минор (Dm), надо взять ноту ре (D), отступить полтора тона - фа (F) и взять квинту от тоники ре - ля (A)
Мажорный аккорд имеет радостный, торжественный оттенок, а минорный - печальный, лирический.
Очень часто используется обращение аккордов. Когда одна из крайних нот аккорда берется из соседней октавы. Либо тоника берется на октаву ниже, либо квинта берется на октаву выше. Это позволяет музыканту не переносить все 3 пальца беря основные аккорды музыки, а только один или 2 пальца.
Основными аккордами в тональности являются аккоды построенные от тоники, доминанты и субдоминанты.
В тональности до-мажор (C) это будут аккорды до-мажор (С), от доминанты - соль-мажор (G), от субдоминанты фа-мажор (F)
В тональности ля-минор (Am) это будут аккорды ля-минор (Am), от доминанты - ми-минор (Em), от субдоминанты ре-минор (Dm)
Раньше аккорд доминанты Em был минорным и делал звучание минора более грустной и мелодичной.
В принятой в наше время системе, наиболее часто, аккорд "Em" "ми-минор", несмотря на то, что он принадлежит минору, играется как мажорный. При этом он более явно передает стремление мелодии скорее прийти к тонике, то есть усиливает его функциональное действие. Вместо ноты соль (G) в аккорде Em появилась нота G# (соль диез). Соответственно звукоряд вместо натурального минора стал гармоническим минором с повышенной 7 ступенью - в тональности Am появляется одна черная клавиша вместо G стало G# (соль диез).
То есть основными аккордами минора сейчас являются Am Dm E (или даже септаккорд E7). Это и есть так называемые три блатных аккорда, на которых построено огромное множество песен.



На главную страницу