Navigation



Быстрое освоение синтезатора.


Здравствуйте. Меня зовут Дмитрий Скнарев. Мне 44 года, моей дочке Ане 8 лет, купил ей синтезатор 1,5 года назад (указано на момент записи видео). До этого музыкой ни я, ни она не занимались. Я решил сам попробовать освоить синтезатор, чтобы ей что-нибудь рассказать - показать. Через пару месяцев она уже играла несколько песен. У меня этот процесс затянулся. Но в конечном итоге я тоже немного играю. Хочу поделиться моим методом освоения синтезатора. Насколько я вижу, методов освоения игры на музыкальном инструменте может быть несколько. Бывают талантливые люди, которые начали играть сами. Если я не путаю, Леон Оганезов сам научился играть на фортепиано. Таких людей единицы, им сам бог велел играть. Остальные 99,99999% людей которые хотят научиться игре на музыкальном инструменте вынуждены тратить длительное время на его освоение. Классический путь - пойти в музыкальную школу, изучить ноты, долго и упорно тренировать руки и голову, окончить консерваторию и достичь вершин мастерства. Это путь профессионала. Тут все понятно. Эти люди посвятили жизнь музыке. Но как быть тем, кто в зрелом возрасте хочет освоить инструмент. На учебу времени не особо много, есть вечером 20 минут, чтобы попробовать чему-нибудь научиться. Я бы посоветовал синтезатор. Почему именно синтезатор.
+ занимает мало места и пригоден даже для тесной квартиры;
+ регулируется громкость - можно играть даже в наушниках. То есть полная забота об окружающих;
+ широкие возможности аккомпанемента/голоса/записи/наложения мелодий/совместимость с компьютером;
+ упрощенные аккорды (об это чуть позже);
+ легкие клавиши (тоже ниже);
- немного дороговат по сравнению с простым инструментом (типа гитары).

Мой выбор пал на Yamaha PSR E-423.

Во-первых, можно попытаться повторить путь профессионала. Скачать методические пособия, изучить ноты и играть по нотам. Все бы неплохо, но это очень долгий путь. Может не хватит терпения и мотивации.
Во-вторых, можно заучить несколько любимых песен. Это путь, которым начала идти моя дочь. Ее трудно заставить заниматься тем чем ей не интересно. А классический вариант с освоением нот сопряжен с усидчивостью и кропотливым трудом. Если ей не интересно сиюминутное занятие - она не захочет этим заниматься. Но у ней хорошая память, она с легкостью выучила порядка 20 произведений и на этом прогресс закончился. Ну может с возрастом придет необходимость дальнейшего продвижения. Я не буду ее ни к чему принуждать. В любом деле нужна мотивация. Если ее нет, ничего не выйдет. Почему она не ходит в музыкальную школу - она с детства занималась танцами и сейчас ходит на хореографию в школу искусств. Занятия идут в одно время с музыкой. Поэтому нужно выбирать.
Итак в-третьих, можно поити путем, которым иду я. Как сыграть любую песню, которую услышал. В классическом варианте для этого надо скачать ноты и научиться по ним играть. На клавишном инструменте обычно одной рукой играют аккорды, другой рукой - мелодию.
Итак мой путь упрощения процесса. Что он предполагает? Я не хочу быть профи, я - любитель. Значит играю что хочу, а не что требуется. Значит играю, как хочу. То есть в любимой тональности. Немного теории, которую я почерпнул их книг. Тональностей для конкретной песни может быть 12. Одну и ту же песню можно сыграть в любой из этих 12 тональностей (по числу клавиш в 1 октаве). То есть мотив будет тот же, а ноты - другие. Это нужно чтобы подобрать песню к возможностям исполнителя - как ему удобно петь. Нам все это не нужно, мы просто хотим сыграть песню. Это первое упрощение. Я выбрал для себя одну из 12 тональностей в которой играю все песни. Если песня играется в минорной тональности (90% песен) - я выбираю Am (ля-минор). Для песен в мажорной тональности я играю в тональности С (до-мажор).
Почему я выбираю именно эти тональности?
- Начинающему клавишнику проще играть и запоминать белые клавиши, а именно они в основном будут в этих тональностях.
- во многих справочниках и на сайтах чаще всего аккорды песен даются именно в этих тональностях. Если даже аккорды даны не в той тональности, их можно транспонировать. На сайтах иногда это возможно программно. Чаще я транспонировал по таблице соответствий.
Итак я нахожу (а в последнее время чаще подбираю) аккорды нужной песни. Аккорды играю левой рукой. Мелодию я подбираю на слух. И играю ее правой рукой.
Второе упрощение процесса игры сводится к тому, что я играю упрощенные аккорды. Что это такое. На пианино, чтобы взять аккорд Am мне нужно нажать одновременно 3 клавиши (A, C и E) или (ля-до-ми). Аккорд E7 состоит из 4 нот. Есть аккорды из 5 нот. Для многих людей (и меня в том числе) очень сложно бысто нажать левой рукой 3-4-5 клавиш, а через полсекунды - другие 3-4-5 клавиш. При этом еще что-то играть правой рукой. Это вопрос координации движений. Даже заучив наизусть комбинации пальцев я не в состоянии точно попадать по нужным клавишам левой рукой. Если бы я играл на пианино-фортепиано - для меня бы это был основной камень преткновения. Когда я вижу как играют профессионалы, как быстро их пальцы находят нужную комбинацию клавиш - я поннимаю, что так играть я не смогу даже через 5 лет. К счастью синтезатор Yamaha дает возможность играть упрощенные аккорды. То есть вместо того, чтобы растянуть ладонь левой руки и 3-4-5 пальцами нажать на расположенные далеко друг от друга клавиши, можно нажать 1-2-3 клавиши, расположенные кучно (рядом). Например аккорд E7 я играю одним пальцем, зажимая 2 рядом стоящие клавиши D и E (ре и ми). Согласитесь - это на несколько порядков легче, чем нажать 4 клавиши, каждая из которых находится на расстоянии 2-3-4 клавиши друг от друга. Кроме всего прочего нужно иметь кисть взрослого человека с развитыми пальцами. Моя дочь аккорд E7 взять просто не в состоянии - ей не хватит длины пальцев.
Кроме всего прочего на пианино-рояле итд на клавиши надо нажимать быстро и с хорошим усилием. От этого зависит громкость звука. То есть проблема еще заключается в том, чтобы попасть по 4 далеко расположенным клавишам одновременно и с определенным усилием. Вобщем это годы скучных тренировок. Это не наш метод.
Легкая клавиатура синтезатора без молоточковой механики (как в пианино) дает возможеность играть быстрее и без напряжения. Если хочется включить чувствительность к скорости касания - можно, но я играю без этого.
То есть теперь понятно почему именно синтезатор. Бюджетные модели Yamaha начинаются где-то от 7000р, мой PSR-E423 стоил порядка 11000р и я до сих пор не разочаровался в нем. Сейчас вроде бы вышла PSR-E433 с бОльшим количеством стилей аккомпанемента и голосов. К слову стили можно скачать из интернета и добавить в синтезатор. 700 голосов (то есть инструментов - скрипка, рояль итп) тоже хватает.
Немного об аккордах. Где-то видел описание порядка 300 аккордов. Существуют справочники по аккордам и в синтезаторе есть описание каждого. Я обхожусь 10-12. В тональностях Am и С я в основном использую Am, Dm, E7, G7, C, F, A7, H7, Gm, Em. Эти 10 аккордов придется выучить - хотя бы только в упрощенном виде, но желательно также знать как они играются в обычном виде - не для того чтобы их играть так, а чтобы знать из каких нот состоят эти аккорды - это важно. Важно это потому, что знание нот входящих в текущий аккорд позволяет быстрее подобрать ноты мелодии, так как часто текущей нотой будет одна из нот текущего аккорда. И еще момент. Я обычно играю вместо аккордов E, G, A, H соответствующие им септаккорды E7, G7, A7 и H7 - они звучат приятнее.

Теперь о моем методе - как я научился играть мелодию правой рукой без нот. Я брал хорошо знакомые народные простые песни и пытался подбирать к ним последовательность клавиш правой руки. Почему народные. Не обязательно. Принцип такой. Ноты мелодии должны быть где то рядом в узком диапазоне. Тогда их легко подбирать. Если кому не нравятся народные песни можно попробовать подобрать ноты к известной песне Felicita (Al Bano & Romina Power). Сначала процесс идет медленно, но через некоторое время все получается. У дочки где-то на второй день получилось сыграть Felicita без нот, кстати такую песню она не знала (немудрено - этой песне лет 20 уже), сначала ей дал несколько раз ее послушать. В чем тут можно упростить процесс. 95-98% песен в тональностях Am и С начинаются с нот, входящих в эти аккорды. То есть если песня играется в минорной тональности Am, то чаще всего она будет начинаться с нот A(ля), С(до) или E(ми). Песни, которые имеют мажорное звучание (я их играю в тональности С) начинаются обычно с ноты С(до) или G(соль). Как я уже говорил, в этих тональностях игра обычно идет с использованием белых клавиш, черные - редко, из черных используется чаще G#(соль-диез) (т.к. входит в аккорд E или E7 - который используется очень часто). Немного теории. Человеческий мозг имеет нейронную сеть. Что делает эта нейронная сеть. Человек в памяти держит мелодию и нейронная сеть определяет какую клавишу (ноту) надо нажать, чтобы получить звук в текущем месте мелодии. Чтобы сеть работала - ее надо обучить. Любой процесс доведенный до автоматизма - это обученная нейронная сеть. Опытный водитель водит машину, долго не думая, какую ему нажать педаль в данный момент - все идет на уровне подсознания, мысли его могут быть совершенно не об автомобиле. Это пример обученной нейронной сети. Здесь тоже самое. Мозг запоминает соответствие клавиши и получаемого звука (ноты). И сравнивая ее с мелодией в памяти, постоянно корректирует процесс. В этом процессе важным моментом являются постоянные каждодневные занятия, хотя бы по 5 минут в день. И результат не заставит себя ждать. Сначала будет получаться быстрый подбор самых простых мелодий, затем - мелодий сложнее и сложнее. Вскоре можно попытаться добавлять аккорды к игре правой рукой. Мелодии будут звучать гораздо приятнее. Где брать тексты песен с аккордами. В интернете много сайтов типа amdm.ru где можно найти слова с наложенными аккордами. Как узнать, что песня в нужной тональности - посмотреть на последний аккорд припева и куплета - чаще всего это Am или С.
Об автоаккомпанементе. Где-то через год самостоятельного обучения я начал пробовать игру под автоаккомпанемент синтезатора. Это на порядок сложнее, чем просто игра "мелодия + аккорды". Но и слушать такую игру намного приятнее. Если заучить мелодию, то конечно использовать автоаккомпанемент проще. У дочки получилось сыграть "Смуглянку" с автоаккомпанементом через 2 мес. Но у меня нет задачи запоминать клавиши. Это не мой метод. Да и памяти такой свежей как у дочки уже нет. Я добиваюсь другого. Сейчас я могу услышав песню и хорошо запомнив ее в голове (или вспомнив хорошо забытую старую), практически сразу сыграть правой рукой ее мелодию. Очень часто сразу к песне могу подобрать аккорды (записав их - чтобы не запоминать). Перебрав любимые стили автоаккомпанемента, быстро могу подобрать нужный стиль и темп. Все. Я могу сыграть эту песню через несколько минут. Процесс доставляет удовольствие. Год назад я распечатал порядка 200 песен, которые я хорошо знаю, с аккордами. Некоторые из нах играть сложно, так как между нотами большие расстояния, некоторые - совсем просто - в основном это народные. Важно находить каждый день немного времени, пусть это будет совсем понемногу, чем заниматься подолгу, но редко.
P.S. Аккорды к песне Felicita - С Am Dm G7 - по кругу - в куплете и припеве.



На главную страницу