Navigation


Термины

Обозначения нот в различных системах:

Все ноты имеют названия и дополнительные обозначения латинскими буквами:

"До" - С, "Ре" - D, "Ми" - E, "Фа" - F, "Соль" - G, "Ля" - A, "Си" - B - американский (джазовый) вариант
"До" - С, "Ре" - D, "Ми" - E, "Фа" - F, "Соль" - G, "Ля" - A, "Си" - H - европейский (классический) вариант

Интервал - расстояние между нотами по высоте. Наименьшей единицей измерения музыкального интервала считается полутон.

Полутон это звуковой интервал между двумя соседними клавишами, включая черные клавиши. Для обозначения повышения звука на полтона используется диез, а для понижения на полтона - бемоль.

Тон - равен двум полутонам.

Октава - интервал, в котором соотношение частот между звуками составляет 1 к 2.
В каждой октаве выделяют 7 основных и 5 производных ступеней.
В октаве – 12 полутонов. Часть нот в октаве "выбрали", отметили их как "разрешенные" и назвали "ступенями лада". Обычно в ладу 7 таких ступеней. Так, например, если взять на синтезаторе подряд 7 белых клавиш от С(До) вверх, то это и будут 7 ступеней мажорного лада.

Лад - мажорно-минорный тональный звукоряд. У нас есть 12 нот - 5 черных и 7 белых клавиш в октаве. Из 12 клавиш выбираются 7 по определенному закону (правилу). Закон этот называется ЛАД, потому что ноты в нем звучат друг с другом ладно (как вариант объяснения). Ладов существует довольно много, но наиболее употребительны из них мажорный и минорный. Мажорный значит большой, а минорный значит малый. У каждого лада есть формула -- список расстояний, на которые ноты должны отстоять друг от друга, чтобы образовать этот лад. Для минорного лада формула -- |тон|полутон|тон|тон|полутон|тон|тон| (для примера сыграть белые клавиши от ноты ля). Для мажорного лада формула -- |тон|тон|полутон|тон|тон|тон|полутон| (для примера сыграть белые клавиши от ноты до). Когда мы строим лад от конкретной ноты, то это и будет называться ТОНАЛЬНОСТЬ, т.е. лад, имеющий определенный тон (тонику). То есть когда мы говорим о тональности произведения, то это значит, что мы берем какую-то ноту за первую (главную) и от нее строим гамму, соблюдая расстояния между ее ступенями (нотами).

Ступень (или ступень звукоряда) — это звук, входящий в музыкальную систему (и, соответственно, в её звукоряд). Кроме того, звуки, принадлежащие той или иной ладовой системе, тоже называются ступенями — ступенями лада.
Ступени в мажорно-минорных ладах в порядке следования:
I — тоника;
II — верхний (нисходящий) вводный тон;
III — верхняя медианта;
IV — субдоминанта;
V — доминанта;
VI — нижняя медианта (субмедианта);
VII — нижний (восходящий) вводный тон.

Интервалы между ступенями

Мажор - один из двух ладов (наряду с минором) гармонической тональности. Ладовый звукоряд натурального мажора, строится следующим образом: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон или через число полутонов 2-2-1-2-2-2-1. Немного реже встречается мелодический мажор, его отличие от натурального мажора заключается в том, что у него понижены шестая и седьмая ступени.

Минор — один из двух ладов (наряду с мажором) гармонической тональности. Характерная особенность минорного звукоряда — его третья ступень, отстоящая от первой ступени на малую терцию.
Минор             Ладовый звукоряд
Натуральный    2-1-2-2-1-2-2
Гармонический 2-1-2-2-1-3-1  (повышена VII ступень)
Мелодический   2-1-2-2-2-2-1
Гармонический минор является самым распространённым видом минора в классике и современной музыке.

Аккорд - созвучие из трёх и более музыкальных звуков разной высоты. Аккорды имеют названия по количеству входящих в аккорд звуков, отстоящих друг от друга на терции.
3 — трезвучие (мажорное или минорное)
4 — септаккорд

Мажорный аккорд (мажорное трезвучие) — трезвучие, состоящее из большой терции внизу и малой — вверху, между крайними звуками которого образуется интервал чистой квинты. Обычно имеет веселый или торжественный оттенок звучания.

Минорный аккорд (минорное трезвучие) — трезвучие, состоящее из малой терции внизу и большой — вверху, между крайними звуками которого образуется интервал чистой квинты. Обычно имеет печальный или грустный оттенок звучания.

Септаккорд — аккорд, состоящий из четырёх звуков, которые расположены (могут быть расположены) по терциям. Интервал между двумя крайними звуками септаккорда равен септиме. Обычно добавление к трезвучию четвёртого звука делает весь аккорд неустойчивым и диссонирующим, с него хочется перейти к устойчивым ступеням лада - тонике или доминанте.

Тональность

Квинтовый круг

Транспонирование

Гармония (гармоническая последовательность)

Автоаккомпанемент — функция синтезатора, которая позволяет мгновенно проигрывать аккомпанемент несколькими голосами (инструментами) в определенном стиле. Обычно темп и ритм выбираются заранее, а вид аккорда, на основе которого играются готовые шаблоны аккомпанемента, определяется нажатием на нужные клавиши синтезатора левой рукой.

Стиль автоаккомпанемента - ритмическая партия, паттерн музыкального стиля.

Упрощенные аккорды автоаккомпанемента синтезатора.
Существует большое количество разнообразных аккордов, при этом есть аккорды, которые встречаются наиболее часто. Для таких аккордов компании Yamaha и Casio разработали (каждая свою) систему упрощения. Синтезатор – великолепный инструмент для начинающих. Чтобы играть на синтезаторе аккорды, не обязательно знать, как они образованы. Функция автоаккомпанемента позволяет брать аккорды упрощенным способом, то есть не играть все ноты аккорда, а нажимать всего одну, две или реже три клавиши по определенным правилам. Самое замечательное в этом то, что эти клавиши аккорда расположены вместе. Звучать при этом будут все ноты аккорда, как если бы аккорд был взят традиционным способом.

Больше...

Далее