Navigation



Краткая теория музыки. Мажор, минор, лад, тональность.


.Клавиатура клавишного инструмента поделена на октавы между нотами "до". Также октава это например расстояние между нотами ре и ре следующей октавы. Причем частоты этих нот будут отличаться в 2 раза.
В октаве 12 нот. 5 черных клавиш и 7 белых клавиши. Наименьший музыкальный интервал между нотами называется полутон, соответственно 2 полутона образуют тон. Там где между белыми есть черные клавиши, там будет тон, а где нет, полутон.
Из 12 нот по определенному закону строится звукоряд из 7 нот. Закон этот называется ЛАД, потому что ноты в нем звучат друг с другом ладно, то есть в согласии.
Ладов существует довольно много, но наиболее употребительны из них мажорный и минорный. Мажорный значит большой, а минорный значит малый.
У каждого лада есть формула -- список расстояний, на которые ноты должны отстоять друг от друга, чтобы образовать этот лад.
Лады делятся на две большие группы: мажорные и минорные:
Мажорные лады строятся по принципу: два тона, полутон, три тона, полутон. Самая простая мажорная гамма для фортепиано — до мажор (C dur), для скрипки — ре мажор (D dur).
Минорные лады строятся по принципу: тон, полутон, два тона, полутон, два тона. Самая простая минорная гамма для фортепиано — ля минор (a moll).
Когда мы строим лад от конкретной ноты, это и будет тональность, т.е. лад, имеющий определенный тон (тонику).
По количеству нот в октаве, мажорных и минорных тональностей может быть по 12. Смотря с какой из нот начать звукоряд.
В тональностях до-мажор (С) и ля-минор (Am) используются одни и те же ноты - белые клавиши. Такие тональности называются парными тональностями.
Так как в этой парной тональности до-мажор (С) и ля-минор (Am) используются в основном белые клавиши, играть в ней на клавишных инструментах проще - легче запоминать и импровизировать, не боясь попасть в диссонанс.
Эту парную тональность использую и я как любитель. Мне не нужно подстраиваться под других исполнителей, которые могут играть или петь в других тональностях.
Например певица имеет определенную верхнюю ноту голоса. Чтобы исполнить песню, показав все свои возможности, она может для себя выбрать такую тональность, при которой верхняя нота в песне будет равна верхней возможной ноте голоса. Соответственно, аккомпанемент должен быть в той же тональности, которую выбрала эта певица. И музыканты должны подстроиться под нее. Сдвинув соответственно все ноты и аккорды в песне.
Мне, любителю, это не нужно, поэтому я играю в одной тональности, а если мне попадутся на каком-то сайте аккорды песни в другой тональности, я их всегда смогу транспонировать в нужную мне тональность с помощью таблицы или прямо на сайте.
Когда мы говорим о тональности произведения, то это значит, что мы берем какую-то ноту за первую (тоника) и от нее строим звукоряд (или гамму), соблюдая расстояния между ее ступенями (нотами).



На главную страницу